segunda-feira, 14 de maio de 2012

Шипы и колючки цветочного бизнеса

 Хороший способ сделать человеку приятное — подарить ему букет цветов. Благо, цветочные киоски встречаются на каждом шагу. Так и напрашивается мысль: почему бы не совместить приятное с полезным и не завести собственный цветочный бизнес? Ведь как приятно работать в благоухающей красоте! Но реальность может оказаться суровой, как мексиканский кактус.

Помимо внешних прелестей, цветочный бизнес привлекателен тем, что для старта требуется сравнительно небольшая сумма. Чтобы открыть в Москве небольшой павильон с розами и гвоздиками, потребуется порядка 8 тысяч долларов. В эту сумму входит стоимость аренды закутка в торговом центре, минимального набора мебели, холодильника (на первых порах можно обойтись без специального флористического, подойдет и бытовой), оформление разрешительных документов на занятие предпринимательской деятельностью, зарплата персонала и, собственно, цветы. Поскольку продаются они с довольно высокой наценкой — в зависимости от сезона она достигает 100-300 процентов — окупить первоначальные затраты можно в течение года.

Но эти расчеты верны для небольшого павильона в торговом центре или другом оживленном месте. Основным источником дохода для его владельца будет торговля "срезкой" — срезанными цветами, ассортимент которых насчитывает 15-20 наименований. Плюс некоторую прибыль будет приносить их оформление и упаковка. Для такого предприятия критически важным условием успеха выступает высокая покупательская проходимость. Прогадав с местом, цветочный коммерсант вряд ли сможет долго удержаться на плаву.

Из-за внешней привлекательности и кажущейся простоты этот бизнес является чрезвычайно конкурентным, и, что греха таить, коррумпированным. Хорошая точка в деловом квартале, у метро, в переходе или у популярного торгового центра стоит серьезных денег. Стоимость квадратного метра может варьироваться в широких пределах от тысячи долларов в год.

Но даже в самом "проходном" месте неизбежны сезонные колебания выручки. Пика она, естественно, достигает в период с 14 февраля по 8 марта, когда цены на живые цветы взлетают в несколько раз. За несколько дней марта можно сделать 10 процентов от годового оборота. Но "мертвый сезон" — например, летние месяцы — может запросто съесть всю эту праздничную прибыль. Поэтому устойчивой рентабельности цветочный бизнес достигнет только при условии открытия хотя бы пяти-шести точек.


К тому же нужно учитывать специфику товара. Живые цветы — продукт нежный и скоропортящийся, и чтобы компенсировать неизбежные потери, будет нелишним подстраховаться сопутствующими товарами — сувенирами, открытками, керамикой, кашпо, горшечными растениями и грунтом для них. Расширение ассортимента также сделает предприятие более устойчивым к сезонным скачкам покупательской активности.

Но все это в небольшом закутке и даже киоске не уместишь, так что для нацеленного на долговременный успех предпринимателя естественным решением станет открытие полноценного цветочного магазина. В нем уже можно сделать акцент не на тривиальной срезке, а на составных букетах, стоимость которых в разы больше. Но и вложить в такую торговую точку потребуется в разы больше — порядка 20 тысяч долларов. Увеличение затрат будет вызвано не только расширением площадей и ассортимента.


В магазине, куда покупатель может зайти, осмотреться, потратить время на выбор того или иного букета, резко возрастает роль продавца. Даже сотрудник павильона должен обладать навыками хранения и реанимации цветов, составления простейших букетов, их оформления и упаковки. А продавец в магазине обязан уже не только иметь представление о специфике хранения срезанных цветов в зависимости от их видовых характеристик, но и хорошо разбираться в домашних растениях, ориентироваться в особенностях ухода за ними, разновидностях почвогрунта, знать весь ассортимент сопутствующих товаров, понимать преимущества и недостатки пластмассового кашпо по сравнению с керамическим и еще много чего. В качестве продавца тут нужен квалифицированный флорист, что естественным образом сказывается на стоимости его рабочего времени для работодателя.

Логичным продолжением этой стратегии станет открытие специализированного цветочного бутика, основным товаром которого будут авторские букеты, составленные мастерами флористики. Такие композиции из живых цветов уже сродни произведениям искусства и стоят соответственно. Инвестиции в подобный бутик, конечно, будут значительно выше, поскольку как и в любом предприятии премиального уровня, в нем должно быть превосходным все, от дизайна интерьеров до профессионализма сотрудников.

Предела совершенству не существует, поэтому конечная сумма открытия флористического бутика может быть сколь угодно большой. А вот в качестве нижней границы в Москве можно считать ориентиром 80 тысяч долларов. Однако и доходность такого заведения будет значительной, до 5 тысяч долларов в месяц и выше, поскольку оно дает возможность выйти на корпоративный уровень, что сулит очень хорошие прибыли. Одно оформление корпоративного банкета может принести больше денег, чем неделя будничной работы салона.


Но какую бы форму не выбрал потенциальный цветочный магнат, нужно всегда обращать внимание на ее соответствие окружению: в спальных районах лучше продаются комнатные цветы, а в центре чаще заказывают бизнес-букеты.

Сергей Подосенов

Nenhum comentário:

Postar um comentário